Размер школьного окна в классе

МБОУ гимназия №3

Пролетарск Ростовская область

Какими должны быть окна в школе по СанПиН?

Какие окна поставить в школу

Программа реконструкции московских школ затрагивает полную перестройку зданий, которые возводились по типовым проектам при застройке спальных районов еще 50-60 лет назад. В целом по России, согласно статистике, 15 000 школьных зданий изношены более чем на 50%. Устаревшее оборудование и ветхие стены заменит новый яркий эргономичный дизайн, фасады с масштабной площадью остекления и удобные интерьеры. Эти новшества должны способствовать модернизации самого учебного процесса, улучшению психологической атмосферы в школе, ее открытости и развитию. Главное: свет, безопасность, качество – необходимые требования к окну в школе.

Свет, тепло, безопасность, комфорт и дизайн – важнейшие условия для комфортной учебы в классе. Если учитель и ученики испытывают физический дискомфорт от недостаточной освещенности помещения, сквозняков или духоты, что напрямую связано с качеством окон в учебном помещении, говорить о погружении в предмет и внимании к содержанию урока не приходится.

Окна должны большими: дневной свет – лучше для учебы нет

Площадь остекления в школах всегда отличалась от обычных жилых помещений, в современных проектах оно превышает даже привычные для старых школ большие размеры. Ведь основное предназначение окна – пропускать свет. Максимальная освещенность помещения дневным светом – одно из важных требований, предъявляемых к окнам в учебных заведениях, по ряду причин.

  • Солнечный свет – хороший антисептик. Его поступление убивает пагубные микроорганизмы, что особенно важно в местах скопления большого количества людей.
  • Дневной свет помогает сохранить зрение. Даже слабый рассеянный дневной свет создаст положительный фон для зрительного восприятия информации.
  • Прозрачный покров формирует открытость и связь с внешним миром, что благоприятно влияет на внутреннюю атмосферу и психологическое самочувствие всех посетителей школы.

Лампы дневного света неизбежно будут использоваться большую часть года в силу климатических особенностей России, однако свето-прозрачные конструкции школы должны быть готовы максимально впустить солнце и свет в просторные классы. Окна должны быть теплыми. К оконным конструкциям для остекления школы должны применяться повышенные требования по теплосбережению, поскольку здоровье школьников не должно подвергаться рискам. Подводя итог, окна в новых школах должны надежно защищать от сквозняков весь год.

Первое, что должно строго соблюдаться – это абсолютная герметичность установленных фасадных конструкций. Ученикам и учителю должно быть комфортно и безопасно находиться вблизи окон без риска простуды от сквозняка. Недопустимо, чтобы сидящие к окна школьники, ощущали холод, влажность или сквозняк, что, к сожалению, не редкость при установке новых ПВХ-конструкций.

Проблема холода и сквозняков в холодное время года, связанная с некачественным исполнением и установкой алюминиевых конструкций большого размера, наблюдается и сейчас в новых школах. Применение некачественных оконных конструкций ведет к простудам.

Теплое окно для школы должно включать: оконный профиль среднего класса (системы от 70 мм) или премиум класса (системы от 80 мм), 2-хкамерный стеклопакет (включает 3 стекла) с низкоэмиссионнным стеклом (теплое стекло с серебряным покрытием) либо мультифункциональным стеклом (для сохранения комфортного микроклимата в холодное и жаркое время года), качественный epdm уплотнитель для надёжной и долговременной защиты в помещении.

Окна должны быть безопасными и удобными

Помещения классов нужно регулярно проветривать. Учитель вынужден выбирать между свежим воздухом для эффективной работы мозга и ростом простудных заболеваний среди учеников. Насквозь открытое окно небезопасно не только для здоровья, но и для жизни учеников. В старых деревянных окнах, обязательным пунктом раскладки были верхние фрамуги или форточки, обеспечивающие безопасность. Сложность состояла в том, чтобы легко и быстро открыть и закрыть их. Фрамужная створка в окне обеспечит безопасное проветривание.

Нынешние технологии производства окон позволяют выбрать оптимальную конфигурацию окна, где предусмотрена верхняя фрамужная створка с удобной ручкой в нижней части окна. Такое окно сможет безопасно и легко открыть даже самые маленькие ученики образовательных заведений. На остальных створках для обеспечения безопасности жизни школьников необходимо предусмотреть ручки с ключом, который будет надежно храниться у преподавателя. Современная конструкция окна с фрамужной створкой позволяет открыть ее на микропроветривание.

Для пространств, где возможна большая активность – как спортзал и рекреации – оптимально установить закаленный триплекс, который может выдерживать максимальные механические нагрузки и обеспечить безопасность учащихся.

Окна должны быть красивыми

Создать радостную атмосферу в помещении, во дворе школы, на ее территории поможет множество дизайнерских решений в области окон. Применение витражей позволит создать творческую атмосферу и стать ярким украшением школьного интерьера. Использование цветных декоративных стекол также позволит украсить внутреннее пространство школы.

Современные технологии производства пластиковых окон позволяют подобрать любой оттенок оконных рам и створок с помощью ламинации, окрашивания, специальных накладок, что позволяет оптимально вписать окно в стиль школьного интерьера. Широкое применение стекла соответствует нормам безопасности и при этом объединяет школьное пространство, создает ощущение демократизма, свободы и творчества.

Главное выбрать правильные окна

Современные оконные технологии позволяют сделать для школы окна, максимально отвечающие одновременно требованиям красоты и условиям безопасности. Оптимальные конструкции будут дороже «экономичных», но кто экономит на детях? Важно сразу выбирать качественные пластиковые окна, а не выжимать из оконных компаний наиболее экономичные варианты, после установки которых и детям, и учителям очень не комфортно находиться в классах и других помещениях школы.

Если в жилых новостройках собственники квартир могут сами поменять некачественные окна, то в школе этим заниматься некому. Вопрос установки качественных окон в учебных заведениях – зона ответственности государства. Именно оно отвечает за безопасность своих несовершеннолетних граждан.

Остается надеяться, что чиновники тщательно подойдут к выбору подрядчиков для окон в новых и подлежащих реконструкции школьных учреждений. А школьники и учителя будут наслаждаться всеми преимуществами новой архитектуры и дизайна, а не мучиться каждые девять школьных месяцев в течение десяти лет обучения из-за оконных сквозняков.

В России требуемые теплозащитные качества оконных конструкций регламентируются СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Основной нормируемой величиной, характеризующей теплозащитные качества светопрозрачных конструкций, является приведенное сопротивление теплопередаче,R0. Согласно требованиям СНиП 23-02-2003, приведенное сопротивление теплопередаче оконных блоков нормируется в зависимости от показателя «градусосутки отопительного периода», который расчитывается по формуле. Часть данных для расчета берется из СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» и ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях». Данные зависят от географического положения объекта (климатических условий), категории здания (жилые, детские, общественные, производственные). После расчета по таблице определяется необходимый R0. Предлагаемые окна должны иметь коэффициент не ниже требуемого. Соответственно выбирается необходимый профиль и стеклопакет, которые позволяют получить требуемое окно. Добиться требуемого коэффициента можно и “узким” профилем с хорошим стеклопакетом. В жизни, в проект на остекление детских учреждений закладываются окна с большим запасом. И в конкурсе (тендере) закладываются окна с профилем шириной от 70 мм и выше. Это правильно, т.к. кроме коэффициента на окно, есть еще и глубина монтажного шва, влияющая на промерзание стены. Еще есть такой фактор как энергосбережение, что позволяет уменьшить расходы на эксплуатацию здания, в частности – на тепло. Поэтому закладываются стекла с теплосберегающим покрытием. Ставить обычные стекла, учитывая большую площадь остекления в школе – совсем неразумно. Теплопотери будут очень большими. Окна ставятся на десятилетия. И замена потом обойдется в круглую сумму. Я описываю немного больше, чем в вопросе, чтобы было понятно, что есть необходимые требования, которые определяются расчетами, а есть еще и здравый смысл (часто нормативы отстают от жизни), позволяющий “смотреть дальше”, учитывая современные возможности. Именно это может мотивировать ставить в проект более “продвинутые” конструкции и выделять средства для их использования. Также есть и принимаемые региональные нормы, которые могут ужесточать требования общегосударственных нормативных документов.

Copyright © 2019 МБОУ гимназия №3 Пролетарск Ростовская область

Выбор пластиковых окон для школы

Статистика говорит, что более 15 тысяч российских школ требуют капитального ремонта, где в первую очередь необходимо уделить внимание окнам. Большинство образовательных заведений возводилось 50-60 лет назад, и тогда ставились двойные деревянные рамы. Сначала они хорошо справляются с защитой от холода и сквозняков. Однако постепенно дерево растрескивается, разбухает или иссушивается, створки перестают открываться с прежней легкостью, стекла бьются, звенят от внешнего шума. Появляются сквозняки, конденсат, плесень. Всё это негативно отражается на здоровье ребенка.

Я бы поостерегся отправлять детей в школу, окна которой сильно сквозят и запотевают. Детский иммунитет еще формируется, он не всегда способен в полную силу противостоять грибкам, холоду и бактериям, а они неизбежны в зданиях, требующих ремонта. Большинство этих проблем в школах решают пластиковые окна.

Требования к установке окон в школу

При установке пластиковых окон в школе нужно следить за тем, чтобы они обеспечивали необходимый уровень комфорта и безопасности. Обращать внимание следует на:

Эти характеристики важны, так как создают в классе условия, подходящие для успешной учебы.

Размеры окон

Пластиковые окна в школах должны быть большими. Рамы из ПВХ способны давать необходимую площадь остекления, которая в образовательных учреждениях выше, чем в жилых. Просторные оконные проемы необходимы для того, чтобы в классах было светло, ведь учеба подразумевает повышенную нагрузку на глаза. Даже рассеянный свет пасмурного неба лучше искусственного освещения.

Не стоит пренебрегать лампами дневного света. Климатические условия России нередко вынуждают оставлять их включенными даже днем. Светильники должны создавать необходимый уровень освещения утром, вечером и в хмурые дни.

Способность окон пропускать свет зависит и от степени прозрачности стеклопакетов. Чем выше это значение, тем светлее будет в классе. Это важно, потому что солнечный свет не только помогает лучше видеть, что написано в учебниках и на доске, но и способствует дезинфекции, а ведь в местах большого скопления людей риск распространения инфекций особенно велик.

Теплоизоляция окна

При ремонте школы пластиковые окна должны избавить от сквозняков, промерзания и запотевания, характерные для деревянного остекления. Достигается это установкой профилей, обеспечивающих полную герметичность. Рядом с окнами должно быть комфортно. Недопустимо, чтобы от них исходил холод. Сквозняки, недостаток тепла приводят к простудам, кроме детей страдает и учитель, что негативно сказывается на качестве образования.

Пластиковые окна в школах должны оснащаться двухкамерными стеклопакетами. Они состоят из трех стекол. При выборе стеклопакета предпочтение следует отдавать конструкциям с энергосберегающими низкоэмиссионными или мультифункциональными стеклами. Так получится поддержать оптимальный микроклимат как в начале или конце учебного года, так и в разгар зимы.

Кто должен ставить пластиковые окна в школе? Местные городские власти. Но, если этот вопрос был решен в кругу родительского комитета, то, собирая деньги и выбирая оконных производителей, лучше отдавать предпочтение компаниям, предлагающим двойной контур уплотнения из качественного EPDM-уплотнителя. Такие «резинки» по периметру стеклопакетов и рам ограждают от проникновения внутрь холодного воздуха, пыли и осадков. Дополнительно они приглушают уличный шум.

Безопасность и удобство пластиковых окон

Одно из главных требований к пластиковым окнам в школах — безопасность. Школьные кабинеты нужно хорошо проветривать. Чтобы избежать опасных ситуаций, оптимальный вариант проветривания — фрамужная створка. Она легко открываются даже учениками начальных классов. Другая полезная опция — микрощелевое проветривание, сводящее сквозняки к минимуму.

Чтобы не пришлось открывать створки, советую установку в школе пластиковых окон с приточными клапанами или системами климат-контроля. Они автоматически поддерживают необходимый уровень влажности и свежего воздуха без заметного охлаждения температуры в помещении даже в морозы.

Устанавливать рамы с широкими распашными створками не рекомендуется. Либо их следует оснащать запорными механизмами, чтобы дети не смогли открыть их самостоятельно. Распространенная мера безопасности — съемная ручка. Она может храниться у учителя, который при необходимости самостоятельно будет открывать окна для проветривания. Другой вариант — ручка с замком либо замочные скважины. Ключ тоже должен находиться у учителя. Подробнее о детской защите на окна читайте тут.

Кабинеты младшеклассников, спортзалы и вестибюли подвергаются повышенному риску со стороны гиперактивных учеников. Нередко они перебрасываются предметами, бегают и ударяются о все поверхности. Чтобы избежать серьезных ран и трагедий, рекомендую устанавливать стеклопакеты с триплексом или закаленным стеклом. Закаленное стекло выдерживает сильные удары, а если разбивается, то на неопасные осколки без острых граней.

Триплекс разбить почти невозможно. От мощного ударного действия он трескается, осколки остаются приклеенными к специальной пленке, которая дополнительно может придавать окну повышенные теплоизоляционные характеристики.

ПВХ-окна для школ изготавливаются в антивандальном исполнении. Это отражается в использовании высокопрочного пластика, который не трескается и легко очищается от загрязнений, надписей ручками, фломастерами, маркерами.

Эстетика и привлекательный вид пвх

Зачастую пластиковые окна в школах изготавливаются из пластика стандартного белого цвета. Но чтобы учеба не была скучной, интерьер класса можно разнообразить. Это особенно полезно для начальных классов. Остекление с применением ПВХ-профилей позволяет выдержать кабинет в любом стиле благодаря ламинированию.

Ламинация представляет собой наклеивание на рамы ПВХ-пленок. Пленки придают профилю требуемый оттенок или текстуру. Технология обеспечивает прочность, износоустойчивость, способность выдерживать солнечные лучи без выцветания. При выборе цветового решения главное — не перебарщивать с яркостью. Достаточно заказать профили пастельных оттенков либо имитирующих натуральное дерево.

Украшать можно и стекла. Стеклопакеты декорируются раскладками, фацетами, витражами. Витражи особенно хороши в начальной школе и садиках. Они поддерживают творческую атмосферу, что улучшает настроение, а следовательно, и способность усваивать материал.

ПВХ-профили многообразны. Из них формируются окна, максимально приближенные по внешнему виду на старые рамы, что важно для сохранения облика школьного здания. Если же администрация хочет отреставрировать школу и сделать ее более современной или необычной, гибкость пластиковых профилей позволяет формировать: арочные, круглые, овальные, треугольные и многоугольные окна.

Нормы, регламентирующие требования к окнам в школе

Чтобы пластиковые окна в школах давали максимум комфорта, необходимо соблюдать определенные требования. В России они регламентируются СНиПами и ГОСТами. Приоритетнее правила ГОСТов. СНиПы вводят поправки по климатическим условиям строительства, поэтому пренебрегать ими все-таки не рекомендую.

Чтобы подобрать пластиковые окна, соответствующие всем требованиям, советую изучить следующие ГОСТы:

23166-99 — об общих технических условиях для оконных блоков;

30673-99, 30674-99 — об общих технических условиях ПВХ-профилей;

24866-99 — о стеклопакетах;

30777-2001 — о створках, способах открывания;

30971-2002 — информация о монтажных узлах примыканий окон к стенам;

30778-2001 — об уплотнителях, их материалах.

Эти ГОСТы содержат информацию о классификации окон по уровню теплоизоляции, звукоизоляции, водо- и воздухопроницаемости, светопрозрачности и расчетах. Чтобы рассчитывать требуемые коэффициенты сопротивления теплопередаче, можно руководствоваться СНиП 23-02-2003 о теплозащите зданий. Для Москвы актуально положение МГСН 2.01-94, где говорится об энергосбережении в столичных условиях.

Нормы предписывают поддерживать уровень относительной влажности в школах на уровне 55%, температуру воздуха не ниже 20 градусов Цельсия, при этом точка росы внутреннего воздуха должна быть не ниже 10,7 градусов Цельсия, чтобы стекла не запотевали. Чтобы обеспечить эти условия при климате средней полосы России, коэффициент сопротивления теплопередачи окон должен составлять не менее 0,55-0,6 м 2 °С/Вт, а лучше — больше. Чем выше это значение, тем теплее окна, ниже вероятность промерзания в сильные морозы и меньше риска образования конденсата, который способствует росту плесени и размножению бактерий.

Насколько выгодны пластиковые окна для установки в школах

Понимаю, что многих родителей наверняка испугает цена действительно качественных пластиковых окон для школы. Однако на детях лучше не экономить. Тем более, что ПВХ-остекление может дать выгоды в долгосрочной перспективе, иначе говоря — окупиться.

Читайте также:  Энергосберегающие окна мифы и реальность

1. Улучшение теплоизоляции. Когда исчезнут сквозняки, перестанет тянуть холодом, в классах установится более высокая температура. Учителям не понадобится включать обогреватели, а детям сидеть в куртках — снизятся затраты на отопление. Дополнительно увеличится уровень естественного освещения — свет придется включать реже, что еще даст экономию на электричестве. Дети будут меньше болеть, не придется пропускать уроки.

2. ПВХ-окна «тише» деревянных. Значительно снизится шум от ближайших дорог, выкрики детей на спортплощадках перестанут отвлекать от занятий. Тишина полезна для здоровья.

3. Экологическая чистота в сочетании с простотой ухода. Пластиковые окна в школах не нуждаются в регулярном окрашивании, как старые деревянные рамы. Их достаточно периодически мыть обычными моющими средствами. Оконные профили изготавливаются из экологически безопасного сырья — они не выделяют вредных веществ.

Обращаю внимание, что для наибольшей безвредности лучше устанавливать окна без содержания свинца. Он хоть и находится в связанном состоянии, но для перестраховки советую профили, содержащие вместо свинцовых соединений кальций и цинк – например, Rehau, Veka, KBE, Schuco.

4. Безопасность. Замки-«антидетки» не дадут гиперактивным ученикам открыть створку и выпасть. Ограничители не позволят окну распахиваться слишком сильно от резких порывов ветра. Установка закаленных стекол и триплекса защитят от разбиения и порезов осколками. Чтобы не докучали насекомые, можно установить москитные сетки.

5. ПВХ-окна способны выдержать большие ветровые нагрузки. Они рассчитаны на большое количество открываний и закрываний. Профили служат до сорока и даже шестидесяти лет. Тратиться на краску и заклеивание на зиму не придется. Понадобится только время от времени регулировать фурнитуру и смазывать уплотнители, или менять их раз в несколько лет. Благодаря этому сборы на ремонт школы после установки пластиковых окон могут значительно снизиться.

Таким образом, установка пластиковых окон в школе, на мой взгляд, правильное решение. Оно дает выгоду, способствует улучшению условий для получения знаний, поддержки здоровья, привлекательности облика здания. В светлую, теплую и красивую школу ребенок пойдет с большим удовольствием. Учителю будет легче вести занятия, когда в классе тепло и никто не болеет, а родителям — спокойнее отправлять детей в отремонтированное школьное здание. Поэтому если при ремонте есть возможность выбирать — рекомендую тщательно следить за оконными характеристиками.

Заказать пластиковые окна для остекления школы в Москве и области вы можете:

Строй-справка.ру

Отопление, водоснабжение, канализация

Навигация:
Главная → Все категории → Общественные здания

Состав помещений школьных зданий принимается в соответствии со спецификой содержания образования, вместимостью и требованиями организации учебно-воспитательного процесса.

Все группы помещений должны быть расположены в здании по возможности изолированно друг от друга, но в то же время удобно связаны между собой горизонтальными и вертикальными коммуникациями.

Учебные помещения включают классные помещения, учебные кабинеты с лаборантскими, лаборатории с лаборантскими, кабинет технических средств обучения (ТСО), кабинет начальной военной подготовки.

Классные помещения, кабинеты и лаборатории следует объединять в учебные секции, в которые входят 3. 4 (допускается до 6) классных помещения или кабинеты и лаборатории (определяется в зависимости от количества потоков), рекреация и санитарные узлы (допускается объединение санитарных узлов для двух учебных секций) (IV. X классов).

Секции образуют блоки для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Рекреационные помещения, предназначенные для одной группы, не должны быть проходными для учащихся других групп. Учебные секции для подготовительного и I-III классов должны быть обособленными.

Классы и кабинеты являются основными помещениями школьного здания, определяющими во многом его качества. Учебный класс в общеобразовательной школе рассчитывают на размещение 40 учащихся на одно- или двухместных партах и рабочего места учителя. Площадь класса принимают, исходя из нормы 1,25 м2 на одного учащегося, площадь специализированного кабинета, исходя из нормы 1,5 м2 на место.

В настоящее время в отечественной проектной практике применяют три типа классных помещений: продольный класс размером 9X6 со сплошным ленточным остеклением вдоль наружной стены, выполняемый в любых конструкциях;

поперечный класс размером 6X9 со сплошным остеклением вдоль наружной стены и дополнительным подсветом, применяемый только при конструкции с поперечными несущими стенами;

квадратный класс, размеры сторон которого колеблются от 7,2 до 8,0 м, со сплошным остеклением и устройством дополнительного подсвета со стороны рекреации используют для строительства школьных зданий каркасной конструкции или с поперечными несущими стенами (рис. 1).

Применение поперечного класса оправдано при меньшей наполняемости класса, когда рабочая зона составляет квадрат 6X6 м. Если в классе размещают 40 учащихся, создаются неблагоприятные условиях для восприятия классной доски с первых крайних парт.

Во всех видах классов окна должны располагаться слева от сидящих учащихся, площадь окон должна быть не менее 25% от площади пола. Наличие окон или верхних фрамуг в противоположных стенах, даже если эти окна будут выходить в рекреацию, или дополнительного подсвета сверху способствует более равномерной естественной освещенности, увеличивает ее интенсивность, позволяет лучше проветривать помещение.

Вход в класс следует располагать со стороны доски около кафедры преподавателя. Количество классов со входом со стороны задних парт («оборотный класс») не должно превышать 25% от общего количества классных помещений.

В классных помещениях необходимо иметь следующую мебель и оборудование: двух-или одноместные парты или столы по количеству учащихся, стол учителя, встроенные шкафы для хранения учебных пособий, книг и тетрадей, подвесную классную доску.

Современные классы и кабинеты оборудуют подставкой для диа- и кинопроектора у задней стенки класса и устанавливают телевизор. Возможен вариант, когда телевизор и часть шкафов расположены за классной доской, которая решается как дверца шкафа.

Усложнение учебных программ, интенсификация учебного процесса потребуют особых условий для организации пространства классных помещений и учебных кабинетов. Постепенно будут осуществляться их модернизация и совершенствование.

Лаборатории физики и электротехники, химии, биологии должны иметь площадь 66. 72 м2. Их оборудуют специальными ученическими лабораторными столами, демонстрационным столом-кафедрой и встроенными шкафами.

Лаборантские комнаты (площадью 18 м2) располагают смежно с соответствующими лабораториями со стороны демонстрационного стола и соединяют с ними дверями. Из химической лаборантской необходимо устраивать второй выход в коридор, на лестницу или другое смежное помещение. Между лабораториями и лаборантскими физики и химии следует устраивать вытяжные шкафы.

Рекреационные помещения являются существенным элементом учебной секции. Здесь учащиеся отдыхают во время перемен; в школах продленного дня рекреации, кроме того, служат для проведения внеклассной работы (кружков, игр и т. п.).

По форме рекреационные помещения могут быть коридорного и зального типов. Последняя более удобна. Рекреация коридорного типа должна иметь ширину не менее 2,8 м. В зальных рекреациях с торцовым освещением глубина не должна превышать трех ее высот. Одна рекреация обслуживает 2. 6 классных помещений и принимается площадью 24 м2 на один класс.

Оптимальной рекреационной системой для наших средних школ является развитая система, в которой автономные рекреационные пространства связаны с главным общешкольным рекреационным пространством.

Санитарные узлы делают на каждую или две смежные секции раздельно для мальчиков и девочек; удобно располагать их у лестниц, однако устраивать входы в уборные и умывальные из лестничных клеток запрещается. Входы в санузлы необходимо делать из рекреаций.

Санитарные узлы проектируют из расчета: для мальчиков — один унитаз и один писсуар на 40 человек и один умывальник на 60 человек; для девочек — один унитаз на 30 человек и один умывальник на 60 человек. Их общую площадь принимают из расчета 0,1 м2 на одно ученическое место. Унитазы следует размещать в открытых кабинах размером 0,8Х 1,0 м, разделенных перегородками-экранами высотой 1,75 м.

Информационно-технический центр школы — это центр по подаче информации и управлению учебным процессом. В его состав входят радиоузел, фотолаборатория, инвентарная для хранения технических средств обучения (ТСО) и аппаратуры. К числу новых помещений, связанных с ТСО, относятся кабинеты технических средств обучения (КТСО), учебные кабинеты с обучающими машинами, лингафонные кабинеты. Традиционная библиотека войдет в него как один из составных элементов. Кроме чтения книг, хранимых в книгохранилище в школьной библиотеке, необходимо обеспечить возможность работы ученика с другими средствами хранения информации — магнитофонными лентами, микрофильмами, слайдами и т. д. Вероятно, доля этих материалов будет со временем возрастать, как будет возрастать и роль информационно-технического центра.

Помещения для трудового обучения — это учебные мастерские для мальчиков IV. VIII классов по обработке металла и дерева с инструментальной при них, кабинет для девочек IV. VIII классов по изучению обработки тканей и кулинарии, мастерская для практикума IX. X классов с лаборантской. Эти помещения следует располагать на первом этаже (допускается размещение в цокольном этаже при наличии естественного освещения). В мастерской по обработке дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, в который нет выхода из классных помещений.

Учебно-спортивные помещения — спортивный зал, раздевальни, душевые и уборные-разделены для мальчиков и девочек, комната инструктора и снарядная для хранения спортивного инвентаря.

Размеры и количество спортивных залов определяются вместимостью школ. Для школ вместимостью до 18 классов включительно принимается зал размером 9X18 м; 18. 33 классов-12Х24 м; на 44 класса — два спортивных зала размером 12X12 и 12X24 м; на 66 классов — 12Х 12 и 15X30 м.

Спортивные залы следует размещать изолированно от учебных секций в удобной связи со спортивным ядром, расположенным на участке школы.

Снарядную размещают в непосредственной связи с залом, между снарядной и залом устраивают дверь или проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 м. Раздевальни должны быть связаны с залом непосредственно или через непроходной коридор. При каждой раздевальне должны быть душевая на два рожка и уборная с одним унитазом и умывальником в шлюзе.

Помещения культурно-массового назначения — это универсальный зал для малышей и актовый зал. Пги условии дифференциации учащихся на возрастные группы в крупных школах возникает необходимость устройства отдельного многофункционального зала для младших школьников, который мог бы служить для физкультурных занятий, проведения собраний, занятий художественной самодеятельности, игр и т. д. Площадка такого зала должна быть размером 12X12 м. При зале необходимы помещения для хранения инвентаря, раздевальни (возможно, киноаппаратная).

Актовый зал — киноаудиторию в учебное время используют для демонстрации учебных кинофильмов, проведения лекций, уроков пения; внеурочное время — для различных собраний, показа художественной самодеятельности и кинофильмов, для проведения торжественных вечеров. Количество мест в зале определяется из расчета 20. 25% общего количества ученических мест, а площадь -0,6 м на одно место. При актовом зале должны быть предусмотрены эстрада, киноаппаратная на два проектора, радиоузел, уборная и умывальня.

В крупных школах спортивный и актовый залы рекомендуется выделять в отдельный блок с устройством вестибюля с гардеробом. При этом блок зальных помещений должен быть удобно связан с основными помещениями школы.

Столовую проектируют в школах на 360 учащихся и больше. В школах с меньшим количеством учащихся устраивают буфеты.

Пищеблок включает следующие помещения: обеденный зал, кухню, овощной и мясо-рыбный цехи, моечную, охлаждаемую камеру, кладовую овощей и сухих продуктов, загрузочно-тарную, гардеробную, бельевую, душевую и санитарный узел персонала.

Обеденный зал проектируют с расчетом питания всех учащихся в четыре посадки (смены), т.е. по две посадки в течение двух перемен. При этом площадь зала определяют по норме 0,65 м2 на одно место. Перед обеденным залом необходимо предусмотреть умывальники (один на 20 мест в зале).

Пищеблок рекомендуется располагать на первом этаже с удобным подъездом к загрузочной-тарной со стороны хозяйственного двора. Допускается размещение в цокольном этаже при заглублении не более чем на 1,5 м от уровня тротуара.

Складские и бытовые помещения для персонала допускается размещать з подвальном этаже при обязательном устройстве отдельного выхода наружу.

Вспомогательные помещения — вестибюли и гардеробы — проектируют по-разному: единый вестибюль для всей школы с обидим гардеробом; раздельные вестибюли со своими гардеробами для разных возрастных групп, рассредоточенные гардеробы для разных классов, размещаемые на первом этаже или по этажам в рекреациях.

Площадь вестибюля с гардеробом с самообслуживанием принимают из расчета 0,25 м2 на одного учащегося. Из них на вестибюль-0,1 м2, на гардероб-0,15 м2. При наличии обслуживающего персонала площадь гардеробной рассчитывают по общей норме.

Выбор схемы расположения вестибюлей и гардеробов зависит от вместимости школы, ее типа, климатических условий строительства. Так, в малой школе рационально устройство одного вестибюля с гардеробом, в крупной школе следует устраивать отдельные вестибюли и гардеробы для младших и старших школьников. В районах с теплым климатом возможно устройство гардеробов непосредственно в рекреациях, что создает благоприятные условия для прогулок во время перемен.

Гардеробы для преподавателей выделяются из общей площади гардеробов. Их вместимость определяют из расчета два места на одно классное помещение.

В вестибюлях проектируют тамбуры: в наиболее холодных климатических подрайонах IA, 1Б и 1Г стремя дверями; в I (кроме указанных выше подрайонов), II и III климатических районах — с двумя дверями, в IV с одной.

Кабинет директора и канцелярию необходимо размещать смежно и вблизи главного входа в школьное здание. Учительская должна быть удобно связана с учебными помещениями. В крупных школах разрешается проектировать несколько помещений учительских, связанных с возрастными группами учащихся. Кабинет заведующего учебной частью удобно размещать рядом с учительской.

Навигация:
Главная → Все категории → Общественные здания

Состав помещений школ и размеры их площади

Т.Н. Колесникова

Здание общеобразовательной средней школы на 275 учащихся

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ЩКОЛА

НА 275 УЧАЩИХСЯ

Программа – задание и методические указания

к выполнению эскизного проекта № 3-1

в составе комплексного курсового проекта №3

Дисциплина – «Типология и архитектурно – конструктивное

Специальность – 270114 «Проектирование зданий»

Печатается по решению редакционно-
издательского совета ОрелГТУ

Орел 2006

СодержаниеСтр.
Введение
1.Выбор участка и генеральный план.
2.Объемно-планировочное решение здания школы
3.Методические указания по разработке эскизного проекта здания об­щеобразовательной школы на 11 классов

Введение

По заданной программе требуется разработать эскизный проект архитектурного решения общеобразовательной средней школы на 275 учащихся в городе ___________.

Проект должен быть разработан в соответствии с нормативными и рекомендатель­ными документами, исходными данными и методическими указаниями, приведенными ниже.

1. Выбор участка и генеральный план.

Здания общеобразовательных учреждений размещаются на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от магистральных улиц с регулярным движением транспорта на расстояние 100-170 м. Расположение общеобразовательных учреждений на улицах жилых районов с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта до­пустимо только при условии увеличения минимального разрыва от здания школы до красной линии улицы до 25 м.

Здания общеобразовательных учреждений следует размещать на самостоятельных земельных участках.

Размер участка общеобразовательного учреждения определяется из расчета не ме­нее 50м 2 на 1 учащегося. Территория участка огораживается по периметру забором высо­той не менее 1,5 м, и вдоль участка предусматриваются зеленые насаждения.

На земельном участке выделяются три зоны: учебно-опытная, спортив­ная, хозяйст­венная и зона отдыха.

Учебно-опытная зона (1550м2) включает в себя:

-участок начальных классов – 400м 2 ;Теплица с зооуголком – 170 м2 2
Участок полевых и овощных культур – 450м 2Метеорологическая площадка – 100м 2
Участок цветочно-декоративных растений – 400 м 2Площадка для занятий на воздухе с навесом – 30 м 2 (для IV климатического р-на)
Читайте также:  Кухонные занавески и оформление окон кухни

Спортивная зона составляет 5600 м 2 . Не допускается размещение спортивной зоны со стороны окон учебных помещений. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует располагать на расстоянии не менее 25 м от окон здания. На спортивно-игровых площадках предусматривается твердое покрытие, на футбольном поле – травяной покров.

В состав спортивной зоны включены:

– школьный стадион -4200м 2 ;

-площадка для спортивных игр (волейбольная – 162 м 2 ; баскетбольная – 364 м 2 ;

– площадки для гимнастики (2х200м 2 );

-полоса препятствий с участком для метания мяча – 480 м 2 .

Зона отдыха (620м 2 ) должна размещаться вблизи зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для тихого отдыха и подвижных игр в зависимости от возраста учеников и может быть оборудована малыми архитектурными формами. Площадки для подвижных игр и отдыха должны располагаться вблизи выходов из здания и быть разделены для учащихся каждой ступени школьного обучения. Зона отдыха состоит из площадок:

– для подвижных игр I класса – 100 м 2 ;

– для подвижных игр I I – IV классов – 300м 2 ;

– для подвижных игр V – IX классов – 120м 2 ;

– для тихого отдыха V – X I классов – 100м 2 ;

Хозяйственная зона (500 м 2 ) располагается со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразова­тельного учреждения не менее 35 м, ограждается зелеными насаждениями и имеет само­стоятельный въезд с улицы.

При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяй­ственной зоны предусматривается котельная и насосная с водонапорным баком.

Мусоросборники обеспечиваются плотно закрывающимися крышками. Их следует уста­навливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).

На земельных участках общеобразовательных учреждений должны предусматри­ваться подъезды к зданиям, а также возможность объезда вокруг здания Твердое покрытие должны иметь подъезды к зданиям и объезды вокруг него, хозяйственный двор и подходы к зданию.

Предусматривается озеленение не менее 50% площади территории участка. В площадь озеленения должны включаться площади зеленых насаждений всех зон, а также газоны и живые изгороди вокруг участка. При примыкании земельного участка общеобра­зователь­ного учреждения к зеленым насаждениям общего пользования (паркам, лесопар­кам, са­дам, скверам, бульварам) площадь озеленения участка допускается сокращать до 30%.

2. Объемно-планировочное решение здания школы

Этажность здания не должна превышать 3-х этажей.

Высота учебных помещений – 3.3.м (от пола до пола).

Высота спортивного зала – 6 м (до низа выступающих конструкций покрытия).

Высота снарядной, инструкторской, раздевалок и санитарных помещений при спорт­зале – не менее 2.4 м (от пола до потолка). Снарядная соединяется с залом дверным про­емом шириной не менее 2 м

Архитектурно – планировочная структура здания школы разрабатывается в соот­ветст­вии с принципом функционального зонирования пространства здания.

Помещения школ следует подразделять на две основные функциональные группы – учебную и об­щешко­льную.

Схема функционального зонирования общеобразовательной школы приведена на рис. 1

Учебная группа помещений школы дифференцируется на технологические группы помещений, обслуживающих четыре возрастные группы учащихся: I класс; II – IVклассы (1 ступень обучения); V-IX классы (2 – я ступень); X – XI ( 3-я ступень). В со­ответствии с возрастным признаком учебные помещения группируются в учебные сек­ции, непроход­ные для учащихся других возрастных групп. Все секции включают также помещения, об­служивающие эти возрастные группы.

Состав и площади помещений учебных секций и общешкольных приведены в таблице 1

Глубина учебных помещений принимается, как правило, 6 м, с трехрядной расста­новкой парт. Расположение оконных проемов – с левой стороны от учащихся. Входы в учебные помещения – следует предусматривать со стороны передних парт.

Состав помещений школ и размеры их площади

Функциональные группыНаименование помещенийСредняя об­щеобразо­вательная школа 11 классов 275 уч. (1:1:1), м 2
Класс-игровая
1-е классыСпальня-игровая (комната отдыха)
Рекреация (зального типа) 1 м 2 на 1 ученика
Санузлы для учащихся
Итого
Начальные классы (2-4-е классы)Классные помещения180 (3 ´ 60)
Универсальное помещение для групп продлен­ного дня
Комната труда, моделирования и технической игрушки, изобразительного искусства и природы
Рекреация (зального типа) 1,6 м 2 на 1 ученика
Учительская-методический кабинет
Санузлы для учащихся
Итого
Классы-кабинеты ос­новной школы (5-9-е классы)Класс – учебный кабинет240 (4 ´ 60)
Санузлы для учащихся
Рекреация (зального типа) 1,6 м 2 на 1 ученика
Итого
Учебные кабинеты старшей школы (10-11-е классы), специализи­ро­ванные учебные ка­бинеты основной и старшей школыУчебные кабинеты универсального назначения (осна­щенные в зависимости от профиля обучения)120 2 ´ 50
Лаборатории по естественным наукам (физика, химия, биология) в составе:
– лаборатория
– лаборантская-практикум288 (4 ´ 72)
Специализированные учебные кабинеты:
– иностранного языка64 (2 ´ 32)
– информатики и вычислительной техники72 (2 ´ 36)
– технического черчения и рисования122 (72 + 50)
Рекреация (зального типа) 1,6 м 2 на 1 ученика
Санузлы для учащихся
Итого
Помещения изу­чения технологий (трудо­вое обучение)Универсальная мастерская по обработке ме­талла и дре­весины Инструментальная Кулинария
Итого
Группа центра инфор­мацииБиблиотека – справочно-информационный центр
Методический кабинет с учительской (5-11-х классов) и зоной отдыха
Итого
Вестибюльная группа учебных помеще­ний, помещения админист­рации, медицинские ком­натыКабинет директора
Кабинет заместителя директора по учебно-вос­питатель­ной работе
Кабинет организатора внеклассной и внешко­льной ра­боты
Кабинет заместителя директора по админист­ративно-хозяйственной работе и бухгалтерия
Канцелярия
Комната техперсонала
Кладовая уборочного инвентаря
Медицинская комната (кабинет врача)
Кабинет Психолога
Процедурная
Кабинет зубного врача
Санузлы для учащихся
Санузлы для персонала
Вестибюль-гардероб
Итого
Группа зритель­ного залаЗрительный зал, площадь (из расчета размеще­ния не менее 60 %общего числа учащихся)(0.65 м 2 / 1 уч-ся)165 108
– эстрада
– кладовая-инвентарная
– склад хранения костюмов
– артистические
Кинопроекционная
Технический центр (радиоузел, дикторская, комната ремонта аппаратуры)
Итого
Группа свобод­ного творчества во вне­уроч­ное времяКружки:
– изобразительного искусства
– музыки и пения
– технического творчества
– юннатско-биологической деятельности
Итого
Группа спортивно-оз­доровительнаяУчебно-спортивные залы162 (9 ´ 18)
– раздевальные, душевые, уборные55 (2 ´ 27,5)
– инвентарная (снарядная)
– помещения хранения уборочного инвентаря
– комната инструктора
Итого
СтоловаяОбеденный зал с раздаточной мест/площадь (0,7 м 2 на 1 ученика – организация приема пищи 100% уч-ся в 3 смены)88 62
Кухонный блок с подсобными помещениями и кладовой
Итого
Итого расчетная пло­щадь
Расчетная пло­щадь на 1 учащегося12,1
Примечания 1. Зрительный зал следует проектировать с учетом использования его в качестве киноаудитории, учебной аудитории по музыке и пению. 2 Площади лаборантских определены с учетом проведения практических работ с учащимися. 3. При обеденном зале предусматривать умывальники из расчета 1 на 30 уч-ся. 4. Помещение библиотеки включает читальный зал, информационный пункт (выдача и прием литера­туры), фонды открытого хранения, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных заня­тий с ТСО. Норматив общей площади на одного учащегося, м 2 Средняя школа На 11 классов, однокомплектная 1:1:1 (275 учащихся; 11 учебных классов) 21,3 обязательный; 23,9 реко­мендуемый12,1

Освещенность учебных помещений (отношение площади оконных проемов к пло­щади пола):

– для климатических районов севернее 60 о и 60-45 о С.Ш. – 1:4;

– для климатических районов южнее 45 о – 1: 4,5,

Оптимальная ориентация учебных помещений школ приведена в таблице 2

Оптимальная ориентация учебных помещений школ

№ п/пПомещенияРазличные географические пояса северной широты
Севернее 60 о60-45 оюжнее 45 о
Опти­мальнаядопустимаяопти­маль­наядопустимаяопти­мальнаядопустимая
КлассныеОт 65 о до 200 оНе бо­лее25% от 200 до 295 оОт 65 до 200 оНе более 25% от 200 до 295 оОт 120 до 200 оОт 300 до 120, в том числе не более 50% от 340 до 25 о
Кабинеты, лабо­ратории (кроме ука­занных в п. 3 и 4 настоящей таб­лицы)От 65 до 200 оНе более 50% от 45 до 65 и от 200 до 315 оОт 65 до 200 оНе более 75% от 200 до 65 оОт 65 до 200 оОт 300 до 65, в том числе не более 75% от 340 до 25 о
Кабинеты черче­ния и изобрази­тельных ис­кусств, кабинет информа­тики и элек­тронно-вычис­ли­тельной техникиОт 300 до 60От 60 до 120 и от 240 до 300От 300 до 60 оОт 60 до 105 и от 255 до 300От 315 до 45От 45 до 120 о и от 300 до 315 о
Лаборатория био­логииОт 105 до 185 оОт 90 до 165 о и от 185 до 270 оОт 150 до 210 оОт 90 до 150 и от 210 до 270 оОт 150 до 210 оОт 90 до 150 и от 210 до 225 о
Спальные-игро­вые в школахОт 50 до 310
П р и м е ч а н и е : 1. Для ограничения перегрева помещений и устранения прямой инсоляции ра­бо­чих мест следует предусматривать солнцезащиту при ориентации окон, обращенных на азимуты 90 – 160 и 200 – 275 для районов 60 – 45 о с. Ш. и на азимуты 75 – 285 о для районов южнее 45 С Ш., а также на азимуты 55 – 65 о для 1А и 1Д климатических подрайонов с большой продолжительностью солнечного освещения. 2. Оптимальная ориентация помещения горячего цеха кухни – на север.

Медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача площадью не менее 14 м 2 ; кабинет зубного врача площадью 12 м 2 , оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет площадью 14 м 2 ; кабинет психолога площадью 10 м 2 . При медицинском пункте оборудуется самостоятельный санитарный узел.

Размеры актового зала определяются числом посадочных мест из расчета 0,65 м 2 на одно место и 60 % от общего количества учащихся школы. При актовом зале предусматриваются артистические уборные площадью не менее 10 м 2 каждая, кинопроекционная площадью 27 м 2 , склад декораций, и бутафории и музыкальных инструментов площадью 10 м 2 , склад хранения костюмов площадью 10 м 2 .

Площадь библиотеки необходимо принимать из расчета не менее 0,6 м 2 на одного ученика. Помещение библиотеки следует использовать в качестве справочно-информационного центра, включающего читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), фонды открытого хранения, фонды закрытого хранения, зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО.

Помещения трудового обучения д.б. максимально удалены от учебных помещений и библиотек.

Кухня и подсобные помещения столовой должны иметь дополнительный служеб­ный выход.

Ширина рекреационных помещений при одностороннем расположении кабинетов и лабораторий должна приниматься не менее 4 м, при их двухстороннем расположении – не менее 6 м. Ширина коридоров, примыкающих к учебным помещениям, д.б. не менее 1,8 м, остальные коридоры – не менее 1,4м.

Кабинет директора и канцелярия должны располагаться на 1-м этаже смежно с вестибюлем.

Учительская и кабинет заведующего учебной частью желательно располагать смежно.

Ширина лестничных маршей – не менее 1,35 м.

Ширину дверей следует принимать не менее 1 м. Из комбинированной мастерской по обработке металла и древесины необходимо предусматривать дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, в который нет выходов из классов, учебных кабинетов и лабораторий.

Состав и оборудование помещений санитарно-гигиенического назначения школ приведены в таблице 3

Основные требования к классу и другим помещениям школы

Гигиенические и технические требования к разным школьным помещениям имеют своей задачей поставить в наилучшие условия учебно-воспитательную работу в учебных помещениях и правильно организовать использование остальных помещений.

Выполнение гигиенических требований является прежде всего необходимым в отношении основных учебных помещений – классов.

В любом здании школы под классы отводятся лучшие, наиболее просторные, светлые и благоустроенные комнаты. Для предупреждения напряжения зрения и слуха классы делаются длиной не более 9 м. Ширина класса устанавливается для старших классов не менее 6,1 м, для младших – не уже 5,9 м (в связи с меньшей длиной парт).

Вход в класс должен находиться против стола учителя. Классы с входом сзади неудобны вследствие запутанного графика движения детей при входе и выходе. При наличии двери в передней стене учитель не видит входящих в класс; вместе с тем эта дверь обусловливает сдвигание стенной классной доски влево, ближе к окнам, Где написанное на доске сильно отсвечивает ученикам.

Учебные лаборатории физики, химии и биологии предназначаются для занятий учащихся с V класса (естествознание) и по X класс включительно. Они состоят из самого кабинета, подсобной лаборантской комнаты для подготовки демонстраций и для хранения оборудования (материалов) и вспомогательных комнат, например, живого уголка при лаборатории биологии, и т. п. Живой уголок ориентируется на южную половину горизонта. Длина кабинета делается не более 10 м, ширина может доходить до 8 м (при двустороннем освещении).

Лаборантскую комнату удобнее всего иметь рядом с кабинетом, впереди его. Лаборантская комната соединяется дверями с лабораторией (сбоку от классной доски) и с коридором. Размеры – от 16 кв. м и более.

Опыт строительства и эксплуатации школьных зданий показывает, что весьма удобным является расположение учебных лабораторий одна под другой, в виде блока или крыла здания.

Физкультурный зал надо иметь в каждом здании семилетней и средней школы. Минимальным является зал в 128 кв. м, длиной в 16 м и шириной в 8 м; на 1 ученика в нём приходится 3 кв. м. Зал в 162 км. м (18 х 9) более удовлетворяет гигиеническим требованиям; в нём на 1 ученика приходится 4 кв. м площади. Высоту малого зала дают обычно в 4 м, большого – в 5 м. Окна в зале делают с обеих длинных сторон; для лучшего проветривания окна устраиваются на большой высоте, и рамы их затягиваются металлической сеткой (для безопасности при игре в мяч). Комнаты для переодевания и душевые необходимы при каждом благоустроенном физкультурном зале. Наличие душевых с горячей водой помогает сочетать физкультуру с водными процедурами, что важно для укрепления здоровья учащихся и для воспитания гигиенических навыков.

При отсутствии физкультурного зала занятия по этому предмету проводятся в рекреационных помещениях (специально убираемых влажным способом перед занятиями) и на воздухе – под навесом или на открытом месте школьного участка.

Рекреационные помещения и коридоры имеют своим назначением предоставить детям возможность отдохнуть между занятиями. Они предназначаются для проведения учащимися перемен сообразно своему желанию (в движении, беседе, игре) и делаются просторными. Шум, возникающий при совместном пребывании в одном рекреационном помещении большого количества детей, возбуждает и утомляет их. Поэтому лучше всего каждое помещение для отдыха отводить на 3-4 и ни в коем случае не более чем на 6 классов. Рекреационные помещения бывают двух типов: в виде отдельных помещений или в форме расширенного коридора в 4-6 м шириной.

Площадь рекреации на 1 ученика должна быть в 0,75 кв. м и во всяком случае не менее 0,65 кв. м.

Коридоры длиннее 50-60 м недопустимы в школьных зданиях.

Вестибюль-раздевалка обязателен для любого здания школы. Хранение верхней одежды детьми в коридорах и классах недопустимо, так как при этом загрязняются помещения и имеется возможность разнесения инфекционных заболеваний. У входа в здание или в самой раздевальной должен быть тамбур, благодаря которому при открывании наружной двери холодный воздух не проникает в вестибюль, где раздеваются дети, но предварительно в тамбуре смешивается с нагретым воздухом тамбура. Кроме того, тамбур препятствует возникновению сквозняков. Средний размер площади на 1 ученика в вестибюле принимается в 0,25 кв. м. Вестибюль должен иметь достаточное естественное освещение.

Читайте также:  Отчего потеют пластиковые окна

Библиотека – книгохранилище в большой школе состоит из помещения книгохранилища с раздаточной и отдельной комнаты-читальни. В небольших школах устраивают лишь помещение для книгохранилища. В этом случае важно располагать его рядом с классным помещением с тем, чтобы обе комнаты сообщались между собой. Таким образом, соседнее с книгохранилищем помещение может быть во внеурочное время использовано как читальня.

Учительскую следует располагать в наименее шумном месте школы. Размер её должен быть от 2 кв. м на учителя и во всяком случае не менее 12 кв. м.

Буфет или столовая – весьма необходимое для школьного здания помещение, так как дети нуждаются в горячем питании на протяжении занятий в школе. Для буфета или столовой отводится отдельное помещение, размер которого зависит от типа школы. Помещение раздаточной объединяется обычно с комнатой для подогрева пищи или при буфете-столовой делают самостоятельную кухню. Желательно иметь обособленное помещение для мытья посуды. Работу буфета (столовой) и постоянное снабжение детей кипячёной питьевой водой весьма облегчает установка водонагревателя. Для небольших школ является обязательным наличие кубовой.

Чтобы сократить переходы детей по зданию и вместе с тем предупредить засорение школы при переноске дров для топки плиты, отходов и тому подобного, буфеты правильнее всего делать в первом этаже двухэтажного и во втором этаже четырёхэтажного здания. В кухню или кубовую желательно иметь вход непосредственно с лестничной клетки.

Устройство в школьных зданиях застеклённых веранд или (в южных местностях) полузакрытых навесов на территории участка делают возможным проведение части занятий (в течение значительного отрезка учебного года) на открытом воздухе и организацию для некоторых учащихся «продлённого дня» при школе с питанием и отдыхом на воздухе. Все эти мероприятия имеют существенное значение для здоровья учащихся. Такую же цель преследует устройство при школе солярия и душа.

Во избежание занесения инфекции и угрозы закрытия школы для карантина (например, во время эпидемии гриппа), а также вследствие ряда других причин, размещение в здании школы квартир является недопустимым, кроме квартиры директора и сторожа; эти помещения должны иметь отдельные двери и не сообщаться с помещением школы.

Весьма важно, чтобы каждый учитель мог свободно читать план здания школы и разбираться в нём. Это несложно, но и требует знакомства с условными обозначениями, принятыми при составлении планов.

Внимание! Данный материал о требованиях, предъявляемых к строительству школ в 50-80-е года 20-го века .

Маркировка парт – сколько размеров предусмотрено для школьной мебели по CанПиНу, таблицы

Все учебные заведения нуждаются в проведении качественной меблировки. Согласно стандартам, прописанным в законодательстве Российской Федерации, любой мебельный предмет, используемый в школе, должен отвечать нормам безопасности и комфорта. Их параметры обязаны соответствовать росту ребенка, что особенно важно для начальных классов, так как в этом периоде дети быстро растут. Производство данной продукции осуществляется с соблюдением всех законов, благодаря чему учебный процесс протекает без каких-либо нарушений осанки, зрения и прочих проблем со здоровьем. Ниже привдена информация о маркировке мебели (парт и столов), ее размерах в таблице по СанПиНу в начальной школе.

Требования

Стандартизированные маркировочные показатели прописаны в нормативном документе ГОСТ 22046-2016 «Мебель для учебных заведений. Общие технические условия». Этот стандарт был утверждён Межгосударственным советом по стандартизации и применяется на территории всей России. Согласно этому законодательному проекту, разрешается массовая покупка ученического инвентаря, которая проходила предварительное испытание на прочность с учетом соответствующей документации.

Меблированная продукция для ученического использования должна обладать следующими параметрами:

  1. Блеск покрытия не больше 49%.
  2. Рабочая поверхность легко очищается от загрязнений. Столы для научных классов оснащены защитным слоем от химических веществ.
  3. Соответствие всем эпидемиологическим нормам.

Размеры учебной мебели и ее маркировка в школе (по СанПиН)— это далеко не единственные условия, которые должны быть выполнены. Требования выдвигаются и к сборке:

  1. Надежная фиксация всех деталей конструкции.
  2. Невозможность ручного отделения элементов фурнитуры.
  3. Отсутствие каких-либо неровностей на внешней поверхности. Острые края закруглены, а отверстия труб из металла с диаметром более 7 мм закрыты или скрыты.
  4. Загрязняющие детали спрятаны.

ГОСТ 22360-95 регулирует надлежащую фиксацию предметов крупных габаритов:

  1. Крепкое и неподвижное соединение всех деталей конструкции и невозможность разобрать ее вручную.
  2. Надежное крепление подставки (при ее наличии) с предметом.

Мебель, применяемая в учебных заведениях, должна иметь специальную маркировку, которая указывается на русском или официальном региональном языке. Запрещается нанесение любых меток на рабочей поверхности. Пометка столов проводится при помощи специальных цветных наклеек, которые соответствуют ростовых категориям ГОСТ 11015 и 11016.

Номер парты (по СанПиНу) и размер учебной мебели по росту ученика, таблица

Специалистами была разработана размерная таблица, которая предусматривает разделение мебели на 6 групп. Подобная классификация дает возможность дифференцировать ее в зависимости от роста детей, благодаря чему они могут безопасно и комфортно сидеть за столами, не портить зрение или осанку во время выполнения какой-либо работы (чтение, письмо, рисование и многое другое).

Сколько размеров по росту предусмотрено для школьной мебели

Размерная сетка основывается на различных показателях: рост ребенка, высота стола и стула. Затем проводился распределение и подбор оптимальной мебельной продукции, которая изготавливается при эксплуатации в учебных заведениях. На сегодняшний день выделяется 6 основных групп. Также существует и нулевая, но она актуальна для дошкольных учреждений. Первые две группы практически не применяются, так как предполагают рост первоклассников меньше 130 см.

Представленная выше таблица ростовки парт в начальной школе по СанПиН поможет сопоставить требования стандартов с реальными показаниями. С ее помощью можно правильно (с точки зрения закона) закупить и расставить оборудование, которое пройдет любые проверки, а также обеспечит максимально комфортный процесс обучения.

Комплектация помещений по ГОСТу

Каждая отдельная аудитория или класс в общеобразовательных заведениях должна быть оснащена с учетом установленного законодательством стандарта. Обустройство кабинетов различается в зависимости от его предназначения. Однако важным моментом является необходимость в наличии всех интерьерных предметов.

Учебные аудитории

С учетом ГОСТ 22046-2016, аудитория включает в себя:

  • Парты.
  • Стулья.
  • Учительский стол.
  • Шкафчики для пособий.

Дополнительно может быть гардеробный шкаф, тумбочка для хранения плакатов и полки разного предназначения.

Библиотека

Главной задачей библиотеки является предоставление детям доступа к литературному архиву, а также произведений, который включены в школьную программу. Это могут быть журналы, научно-популярные издания, учебники и т. д. Помимо этого, здесь хранятся все книги, выдающиеся на период обучения. Необходимо:

  • широкие шкафчики для учебников и пособий;
  • стулья;
  • столы для чтения.

Также маркировка школьной мебели по СанПиНу может понадобиться для диванчиков, полок и стендов.

Столовая

Это широкое и просторное помещение, способное вместить множество детей во время перерыва на обед. Для него потребуется как идеальное соблюдение санитарных норм, так и красивый интерьер. Обязательными составляющими столовой являются:

  • Обеденные столы разных размеров (большие, средние и маленькие).
  • Скамейки или стулья.

Актовый зал

Он используется для проведения праздничных линеек и различных мероприятий. Его основная задача — это возможность вместить множество зрителей, которые смогут полноценно наблюдать за происходящим на сцене. Параллельно с этим, необходимо обеспечить легкое перемените мебели для актового зала и возможность ее выноса в другие помещения для проведения массовых собраний. На основании этого требования, обязательные элементы залов — это соединенные и раздельные стулья.

Здесь не нужны дополнительные мебельные предметы. Это связано с тем, что главный упор делается на организацию сцены и техническое оборудование для выступления и звукового усиления.

Предметные кабинеты

Они предполагают проведение разных опытов и лабораторных работ, использующих различные устройства и химикаты. Для кабинета физики требуется:

  • подставки;
  • лабораторные столики;
  • преподавательский стол для демонстрации;
  • шкафы для реагентов с обозначениями.

К учебным аудиториям, в которых преподаются такие предметы как ИЗО и черчение, особо жесткие требования не предъявляются. Занятия проводятся на стандартных партах, но для комфортной учебы пригодятся мольберты из дерева и кульманы.

При личном желании руководства (директора) возможно дополнительное размещение отдельных гардеробных шкафчиков для учеников, которые заменяют классические крючки в коридоре.

Нормативные размеры мебели и ее маркировка

Государственные нормы наглядно описывают количество предусмотренной занимаемой площади для всех типов изделий, а также их нужную высоту. К примеру:

  • ГОСТ 18314-93. Столики для лабораторных работ: размеры по ростовой маркировке; возможны 2-местные с рабочей площадью 1300 миллиметров и 3-местные с 1950 мм; высота ботика вдоль крышки — менее 60 мм.
  • ГОСТ 19549-93. Меблированная продукция для чертежа: размеры по ростовой маркировке; углы стоика и крышки парт с округлыми краями в радиусе минимум 10 — 30 мм; расположение съемных пюпитров — не менее 300-400 мм от крышки.
  • ГОСТ 5994-93. Ширина откидывающееся крышки (при ее наличии) — от 10 до 180 мм; 2-местные оснащены пространством 450х270 сантиметров под портфели; поверхность сидушек плоская или с углублением в центре не больше 10 мм; углы стола и крышки парты с округленными углами в радиусе минимум 10-30 мм.

Материалы

Для изделий, устанавливаемых в общеобразовательных заведениях, при изготовлении применяются мягкие породы дерева и пластика. На основании ГОСТ 30255-95, запрещается использование сырья даже с минимальным содержанием токсических веществ. Парты и шкафчики для книг производятся из ДСП с классом Е1, стулья — из массивного деревянного бруска или массива. Внутрення часть заделывается листами ПВХ. Каркасы из металла обрабатываются полимерной краской. Она же используется для нанесения покрытия на столы для классов химии и физики, так как она повышает сопротивляемостью к действию химикатов. Маркировка мебели в школе по санПиН предусматривает обязательную отработку деревянной продукции специальным лаком.

Материал можно считать пригодным при соблюдении следующих условий:

  • Отсутствие сторонних ворсинок, неровности или шероховатостей.
  • Нет неприятных и резких запахов.
  • Нет заражения радионуклидами (предельно разрешённый фон составляет менее 300 Бк на 1 кг веса).
  • Устойчивость к воздействию тепла и химических веществ.
  • Небольшая теплопроводность (менее 0,46 Вт).

Цвет и оформление

Правильный подбор оттенка при создании мебели для ученического предназначения играет немаловажную роль и отчасти контролируется ГОСТ 22046-2016. Существует цвет маркировки группы мебели 5 (парт) в школе по СанПиНу. Стандарт предусматривает ограничения:

  • Затемненные детали допускаются в дизайне разных подставок под школьные пособия, а также книжных шкафчиков с наличием светлых элементов.
  • Запрещено использование белых парт (без учета металлического крепления).
  • Согласно приложению А, рекомендовано отдавать предпочтение холодной пастельной палитре для обивки или лакокрасочных работ.

Видео

Как наносится маркировка парт в начальной школе

Маркировочные отметки наносятся на видимую сторону стульев и парт в виде классических кругов с диаметром 1—3 сантиметра или цветными полосками. Наиболее удобные места для столов: боковая ножка, задняя поверхность, край, если крышка имеет достаточную ширину. Нанесение отметок на стулья проводится в области заднее поверхности спинки, видимой верхней части металлического каркаса.

Нормы нанесения маркировок рекомендуют осуществлять это симметрично по обеим сторонам любой мебели, применяемой в учебных учреждениях. Благодаря этому школьники быстрее привыкнут к правилам и смогут сориентироваться при необходимости поменять ее на нужный размер.

Где взять материал

Далеко не все производители беспокоятся о том, что после выхода мебельных изделий с конвейера на склад и объект на ней должна располагаться маркировка парт и столов в начальной школе по санПиН. Качественная предпродажная подготовка наблюдается только при дорогостоящих образцах. Но к сожалению, не все обладают границами спецификаций и возможность замены альтернативными вариантами. Нанесение маркировочных отметок — это только часть опций, идущая в основном комплекте.

При невозможности получения мебели в подготовленном виде, компания Cleverence сможет решить эту проблему. В нашем распоряжении есть маркировочный комплект с отличным клеевым основанием, отличающимся высокой устойчивостью к солнечному выгоранию и истиранию, возникающему при активной и длительной эксплуатации. Если по каким-либо причинам требуется переклейка, данная основа с легкостью обращает комки и удаляется без малейшего остатка.

Как маркировать номера парт и стульев по росту (СанПиН)

Ученическая мебельная продукция должна быть промаркирована с учетом ростовой группы детей, которые будут за ней учиться. Существует единая классификация, которая остаётся неизменной и обязательной для всех общеобразовательных заведений. Она включает в себя несколько показателей: ростовая группа, маркированый цвет, высота стола и стула. На этом основании выделяют:

  1. Первая: 110 — 115 см, оранжевый, 46 и 26 см.
  2. Вторая: 115 — 130 см, фиолетовый, 52 и 30 см.
  3. Третья: 130 — 245 см, желтый, 58 и 34 см.
  4. Четвёртая: 145 — 160 см, красный, 64 и 38 см.
  5. Пятая: 160 — 175 см, зелёный, 70 и 42 см.
  6. Шестая: более 175 см, голубой, 76 и 46 см.

Есть и нулевая группа, не включенная в основную таблицу. Как правило, она устанавливается в детских садах и прочих дошкольных учреждениях. Она применима для детей, рост которых не превышает 95 сантиметров. Первая и вторая категории встречаются нечасто, так как среднестатистический рост ребёнка, идущего в первый класс, составляет примерно 130 см.

Оборудование

Маркировка мебели и ее размеры в школе определяются специальными этикетками. Использование позволяет легко удалять их с поверхности, не оставляя клеевых следов. Они не мешают ученикам, не бросаются в глаза и отлично переносят любые температурные перепады.

Вне зависимости от выбранного технического оборудования, маркировальное содержимое должно в обязательном порядке включать в себя:

  • Информация о производителе.
  • Его контактные данные.
  • Товарный знак.
  • Дата изготовления, гарантийный срок эксплуатации.
  • Описание предназначения предмета.
  • Отметка про текущий стандарт.

Придерживаясь этих требований СанПиН, маркировка парт и стульев (высота) будет осуществлена правильно, с законодательной и безопасной точки зрения.

На сегодняшний день к вопросу обустройства учебных помещений в общеобразовательных учреждениях подходят максимально строго, ответственно и под тщательным контролем установленных законодательством правил. Эти стандарты качества, которые ежегодно становятся ещё более удобными, направлены исключено на заботу об учениках всех возрастов. Соблюдение всех установленных норм значительно облегчает жизнь как школьника, так и руководству. Знание требований, которые выдвигает ГОСТ, позволит выбрать правильного мебельного изготовителя, предоставляющего нужный номер парты по росту.

Процесс обучения всегда должен проходить в благоприятной атмосфере и уютной обстановке. Создание таких условий всецело ложиться на плечи директора и рабочего коллектива (воспитатели, учителя и преподаватели), которые несут ответственность за жизнь и здоровье учеников. Для получения знаний, обучающиеся не должны отвлекаться и тратить время на поиски удобных столов или стульчиков. Каждый кабинет изначально оснащается необходимым оборудованием и предметами, которые используются для учебы. Однако они строго соответствуют нынешним стандартам и нормам, которые прописаны для того, чтобы добиться максимальной безопасности и комфорта. Помочь с этим может ростовка парт и мебели в школе с маркировкой по СанПиН, которая детально описание необходимые данные и показатели.

Ссылка на основную публикацию